КИТЧЕВЫЙ КИТЧ
или Презентация нового рояля в Оперном
Не прошло и пару месяцев как Оперный театр решил презентовать свой новый рояль. Часть срока заняло разумное время по его сборку, акклиматизацию и настройку. Но в основном, наверное, всё думали, а кому предоставить такую честь? Своих, конечно же, сразу пересчитали, вздохнули и отмели. Нет достойных. Кому же поручить?.. Нет пророка в родном Отечестве — сломают еще, испачкают. А что играть?.. Думали, думали, и, наконец, придумали — пригласили... виолончелиста Борислава Струлёва!
Я за необразованностью его не знаю, но Википедия пишет про «исключительного темперамента и техники, один из первых, кто начал исполнять джаз на виолончели» и что «живёт и работает между Нью-Йорком и Москвой». Как раз то, что нужно! Не каждый же день рояль покупаем! Обмыть надо!
Да не одного позвали, а с аккомпаниатором (с уровнем допуска к роялю) и конферансье.
Поэтому на афишке, на которую мы сегодня дергающимся взглядом смотрим, четыре персонажа: демонически улыбающийся огромный Струлёв, изящно опершийся на руку Александр Вершинин-Фортепиано (дефис в двойной фамилии пропустили, но об этом позже), сложивший руки в молитве (только бы всё прошло хорошо, а не как в прошлый раз) Василий Мичков (имя далее — Актёр театра и кино Ведущий концерта) и четвертый персонаж под именем «Презентация нового рояля Steingraeber», тоже с портретом.
Всё? Нет! Дизайнер реализовал данный карт-бланш или же чей-то замысел и явил нам это графическое буйство, достойное афиш театра бурлеска.
Главный герой в образе то ли ожившего Щелкунчика, то ли Бибигона в тюзовском мундире с золотым шнуром при огромном белом воротнике как уже было сказано мило и приветливо улыбается зрителю. Фоном идет рождественский фон из всполохов, искорок и блестящего конфетти в расфокусе (хочется сопроводить картинку звуком «ба-бах!»).
Ниже надпись. Ох, пройди уже мода на рукописные шрифты нулевых. Но больше убивает насилие над русской орфографией, которая прямо тут, в заголовке (или уж в подзаголовке) начинается. Ну почему «и Друзья»? Коли ВИА или группа какая-то имеется в виду, то надо с кавычками писать, а если просто коллеги по культурному бизнесу, то надо с маленькой буквы писать, не взирая на титулы. Тут, конечно, вносит легкую сумятицу третий друг — рояль с именем Презентация. Но всё равно — правила это не отменяет.
Еще ниже, собственно, название концерта: «Струны души». Взято оно со стр. 45, раздел «Струнные и другие» из специальной методички «Как назвать концерт, если по обыкновению нет ни одной разумной идеи», высылаемое в каждый театр, филармонию или ДК в стране. Конечно же, набранное прописными да еще в шрифте Лазурского (который по уму надо как что-то ценное выдавать по 10 букв в одни руки, чтобы хватало только на самое лучшее). Фон букв желто-золотой с какими-то многочисленными узорами (как в расписном выше лого (аааа!)) — есть термин из геральдики для такого приема — дамасцировка, который тоже должен применятся редко и метко, а не для поддержания стиля «дорохо-бохато».
Слову «концерт» места приличного не нашлось, как и шрифта. Поэтому набрали чем-то и написали где-то сбоку. И слава те, а то без него и не очень было бы понятно, к чему всё это неистовство.
Так, теперь к роялю. Ребята-дизайнеры и авторы афиши. Давайте определимся раз и навсегда. То, что вам купили в театр, называется РО-ЯЛЬ. Не фортепиано. Исправьте Вершинину (хотя я всего не знаю, может он и со своим инструментом приедет). И ваше чудо называется «Штайнгребер». Вот прям так кириллицей и пишите. Не пижоньте. Нормальный должен быть инструмент, не стыдно должно быть теперь Гергиева с Трифоновым на Пасху звать. Но! Это один из трех приличных роялей в республике, помним о Стейнвее в музучилище и Ямахе в филармонии)
В конце о мелочах как о самом важном. Насилие над орфографией продолжается в именах и ролях. Класса со второго в школе уверяют, что у заглавных букв и запятых есть смысл. Там еще за отсебятину двойки обидные ставят. То, что вы взрослые и рисуете взрослые афиши, вас от правил не освобождает. Как и то, что вы пишите отцентрованными колонками. Это всё — не заголовки, где знаки препинания опускают.
Особо радует участие балета в концерте-презентации рояля. Прямо представляю себе действо. Темнота. Сноп света сверху вниз на одиноко стоящий на сцене рояль. С неба отчаянно горстями сыпят золотыми конфетти. Слева в конце сцены в молитве сидит ведущий, справа — подпершись, пианист в ожидании представления. На рояле как на пьедестале весь в мундире и душевных струнах памятником сидит виолончелист. А вокруг него кордебалет в полном составе делает «селедку» из Жизели...
При таком действе уже совсем не важно, что за программа концерта будет. Так справедливо решили и авторы афиши. Я бы «Мурку» в список только добавил...